Последние годы на рекламных щитах медицинская реклама стала появляться более активно. Большую часть составляет реклама профилактических осмотров и диагностики. Также очень часто медицинские центры обзванивают людей с целью предложить такие профилактические мероприятия по акциям с хорошими скидками. Стоит ли идти на такую профилактику?

Евгений Леонидович Никонов, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой гастроэнтерологии Факультета дополнительного профессионального образования Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова и начальник управления департамента здравоохранения Москвы рассказал Медновостям, объяснил свою позицию на примере колоноскопии.

Зачем здоровому человеку нужна колоноскопия?

Наибольшее количество злокачественных образований — это в кишечнике. Колоноскопия – очень эффективная профилактика колоректального рака. Достаточно проходить профилактический осмотр в 45 лет, а потом в 55 и в 65. Если обнаружить очаг не позже третий стадии, то можно избежать метастазирования с летальным исходом.

Все технические средства проходят ТО. И не возникает вопросов с тем для чего это нужно. В одних случая связанно с безопасностью, в других с точностью работы. Человеку проходить медосмотр необходимо, как минимум чтобы управлять исправной техникой, и как максимум предупредить свои заболевания. Не только злокачественные.

Как правильно проходить профилактический медосмотр?

Существует такое понятие, как рутинные исследования, которые назначаются в первую очередь при любом медосмотре. При профилактическом медосмотре назначаются только рутинные методы. Они отличаются простой и быстротой выполнения, и небольшой финансовой нагрузкой. Это ЭКГ, ЭЭГ, рентген, клинический анализ крови, клинический анализ мочи и анализ кала. В случае появления изменений, требующие дальнейшего исследования, назначаются специальные методы исследования.

Если это так просто, то почему этих правил никто не придерживается?

Сегодня появляются попытки расширить перечень рутинных исследований. Это обусловленно двумя причинами: первая объективная — рост числа тяжёлых заболеваний и субъективная — медицина не зависимо от типа юридического лица (государственная или частная) это бизнесс предприятие, главная цель которого это получение прибыли. В частных медицинских клиниках в уставе организации так и прописано: «предприятие создаётся с целью получения прибыли».

Где гранью между объективной и субъективной причиной? Морально-нравственные качества специалиста, которого нанимают организации как раз-таки являются этой гранью. Может ли быть давление на специалиста, какие методы давления и как это отражается на пациентах? Эти вопросы уже давно назрели в обществе и на них нужно честно отвечать.

Как и зачем создаётся ажиотаж?

Решение объективных и субъективных причинх каждый видит по-разному. В государственных учреждениях — это решают с помощью создания программ, под которые выделяет деньги МинЗдрав. Он же и задаёт и направление развития отраслей медицины. Например в той же онкологии для внедрения программы «профилактической колоноскопии» необходимо собрать статистику, провести практическую работу и опубликовать научные труды. Но это только выделение средств, а как их освоить? Обязательно необходима высокая результативность, которая обеспечивается явкой людей на эти медосмотры. Но люди могут «не понимать» всей важности это проблемы. Тогда социальная реклама выполняет рольинструмента, с помощью которого людей «убеждают» в серъёзности проблемы. Её показывают в новостях по телевизору, берут интервью у авторитетных специалистов, размещают на билбордах. Бывают и более действенные случаи.

Евгений Никонов неоднократно напоминает, что в России не хватает специалистов-эндоскопистов: «по моим оценкам их нужно вдвое больше, чем есть сейчас {эндоскопистов}. Те, кто есть, не обладают в большинстве своем нужной квалификацией, их нужно учить. Да, у нас есть и отличные специалисты, с международным авторитетом, но их категорически недостаточно для массовой профилактической программы. Не хватает современных эндоскопов, большинство врачей пользуется устаревшей техникой, не позволяющей, например, записать видео. Это как если бы в эпоху цифрового телевиденья и HD-трансляций вы бы смотрели ламповый телевизор. У нас нет даже анестезиологов в штате большинства эндоскопических отделений или кабинетов. Но самое главное, у нас нет общенациональной программы профилактики, когда каждый стоящий на учете в районной поликлинике пациент в нужное время получает уведомление, что пришла пора сделать колоноскопию».

В Словении профилактические программы реализуют рассылкой писем гражданам. Могут даже прислать приглашение со специальными пробирками.

В других странах социальную рекламу делают такой, чтобы человек обязательно захотел… сделать профилактическую колоноскопию. Ну и что, что реклама устрашающая интеллектом опускается ниже плинтуса, зато действенная — «затруднение\трудности не может убить,  рак толстой кишки может».

На вопрос «ЗАЧЕМ?» однозначно ответить сложно, но часть ответа на вопрос так же даёт начальник управления департамента здравоохранения Евгений Леонидович Никонов: «Проблема не только в деньгах, у нее социокультурные истоки. Почему-то считается, что это слишком интимная тема, что неловко публично говорить о необходимости делать профилактический осмотр кишечника. Профилактика рака груди, обратите внимание, у нас вполне обсуждается, это уже не вызывает смущения. Чтобы продвинуть такую программу профилактики, сделать колоноскопию широко распространенной, нужен прежде всего запрос общества. Для формирования такого общественного запроса нужно, чтобы о колоноскопии говорили в модных ток-шоу звезды эстрады и другие публичные известные личности. Если нам удастся сформировать такой запрос, найдутся и деньги, и все остальное».

Это не значит, что программа профилактики рака толстой кишки не нужна или програм профилактики в целом. Существует множество заболеваний, требующих таких программ, но если все программы объединить, то каждый человек в на профилактику, как на работу будет ходить. К тому же, надо развивать профилактические программы не по оперативному вмешательству (именно на это направлена колоноскопия), а по предупреждению развития заболевания. Что колоноскопия предупреждает? Риск развития онкологии? Нет. Она предупреждает метастазирование уже появившего рака. У человека обнаруженного рак однажды, попадает в группу риска. Это означает, что количество «профилактических» осмотров увеличивается в десятки раз. Будут созданы препараты (или уже созданы) пожизненного приема, как при гипертонической болезни, которая медикаментозно не лечится.

Почему в Организации Здравоохранения не выдвигают программ по профилактике развития онкологии?  Для того чтобы такие программы появились, необходим системный анализ всех заболеваний и подведение к общему профилактическому знаменателю. Если каждый специалист из различных областей медицины будет «тянуть профилактическое одеяло на себя», ничего хорошего для человека не получится.